sobolevtallinn: (elle)
[personal profile] sobolevtallinn


практически всегда главные герои фильмов Аки Каурисмяки находятся в крайне затрудненных жизненных обстоятельствах и пытаются их преодолеть; попытки же эти традиционно выдерживаются в «эстетике» комического абсурда, причем главным ресурсом, откуда Каурисмяки черпает для своих фильмов и смешное, и алогичное, являются существующие в человечестве стереотипы, касающиеся особенностей национальных темпераментов северных народов. Собственно, в этих нескольких строчках – пусть не исчерпывающе, но в подходящих для справочной статьи объемах – описано то, что можно уверенно засчитывать за «стиль»; последний фильм Каурисмяки «По ту сторону надежды», однако, иллюстрирует собой, возможно, первый в фильмографии режиссера случай, когда между авторским стилем и рассказываемой автором историей не случилось полной гармонии. Я имею в виду, что когда сирийский беженец Халед в фильме Каурисмяки принимается рассказывать финским миграционным службам суть своего «кейса», который берет свое начало с гибели почти всей его семьи от сброшенных на Алеппо бомб, Каурисмяки временно отказывается от «авторского почерка» в пользу общечеловеческих приличий и «комический абсурд» словно становится каждый такой раз на пару минут отключенным; по сути, киноязык Каурисмяки устроен так, что предполагает смех или хотя бы внутреннюю улыбку зрителя практически после каждой звучащей в его фильмах реплики (даже когда речь идет, например, о смерти, болезнях или нищете), но в «По ту сторону надежды» каждый такой раз, когда Халед принимается объяснять, откуда и, главное, от чего (из какого ада) он сбежал, словно включается какой-то специальный режим замещения юмора (иронии, сатиры) гуманистическим пафосом, – то есть апелляции к человечности аудитории фильма происходят уже без естественных для этого киноязыка комедиографических средств, а как бы напрямую. После этих совсем кратких вставок «стиль» каждый раз тут же восстанавливается в своих правах и «вселенная Каурисмяки» начинает снова жить – и Халед вместе с ней – по своим привычным законам, но, как говорится, «осадок остается»; эти места в фильме выглядят настолько же нелепо, как сноски в скобках в сообщениях российских СМИ после упоминания об ИГИЛе («запрещенная в РФ» и т. д.). Только для новостного текста, понятное дело, потери в части «стилистической целостности» оказываются далеко не такими критическими, как в случае «художественного высказывания».
          Как хорошо известно, в Берлине, где Каурисмяки получил в итоге за этот фильм «Серебряного медведя» в номинации «лучшая режиссура», он довольно неожиданно объявил о том, что «По ту сторону надежды» станет последним его фильмом, хотя изначально это кино вроде бы замысливалось как вторая часть открытой «Гавром» трилогии о «новом великом переселении народов»; теперь этот неслучившийся триптих кажется разделившим судьбу проекта Триера «USA — Land of Opportunities», к третьей главе которого – утомленный второй – Триер вдруг утратил всяческий интерес. Каурисмяки же, про которого из Берлина так же писали, что его никто ни разу не видел там в этот год трезвым, провозгласил свой отказ не только от завершения затеи, но и вообще от режиссерской практики; я вот как раз и подозреваю, что это им было сделано на фоне возникшего ощущения, что его «стиль» вдруг утратил «универсальность», – в том смысле, что раньше никакая – даже самая мрачная – из граней человеческой жизни в современном мире не могла выступить этому стилю противопоказанием (как, мол, чреватая – при взятии ее в художественную разработку – ущербом для его эффективности), а вот теперь чрезвычайно уродливый в своей нынешний кондиции мир стал предлагать такие «новые вызовы», для соразмерных ответов которым тот самый «комический абсурдизм» (по крайней мере, в формах и масштабах, присущих фильмам Каурисмяки) уже не выглядит обладающим необходимой проектной мощностью. Человеком Аки Каурисмяки по-прежнему кажется очень достойным, а вот художником – уже очень изнуренным

Profile

sobolevtallinn: (Default)
sobolevtallinn

July 2017

S M T W T F S
       1
2345678
910 1112131415
16 17 1819 2021 22
23 242526272829
3031     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 25th, 2017 06:42 pm
Powered by Dreamwidth Studios